Креп – это ассортимент текстильных тканей, каждая из которых, независимо от класса содержащихся микроволокон, имеет интересный волнообразный вид, подобный эффекту на бумаге с одноименным названием, выраженную зернистость или микротекстуру. Степень проявления «зернистости» может весьма отличаться, но все полотна объединяет одно: они изготовлены из нитей высокой крутки.
Особенности производства
Крутка может осуществляться как для одной нити, так и для жгута в два и более сложений c степенью от 1500 круток до 3600 на 1 метр. Для сравнения, для гладких волокон используют нити с пологой круткой: 120-150 витков на 1 метр для горизонтали и 200-250 для основы. Также вдвое меньше (по сравнению с креповыми) их количество в нитках маркизетовой группы (600-1000 витков).
Кручение нитей повышает прочность нитей на разрыв, включая усталостную прочность на 20-30%. Готовые изделия из таких нитей обладают повышенной плотностью и имеют некоторую жесткость на ощупь. Одной из целей кручения является создание так называемой связности отдельных волокон. Разнонаправленность крутки и усложнение технологии, которая составляет зачастую коммерческую тайну производителей, использование этажных и кольцекрутильных машин ведет к удорожанию процесса производства и себестоимость таких тканей выше.
Типичные характеристики, виды плетений и микро-состав
Креповые ткани остаются востребованными благодаря ряду полезных свойств:
- стойкость к разрывным нагрузкам и истиранию;
- несминаемость;
- незначительное изменение размеров после стирки или химчистки;
- устойчивость окраски;
- высокая драпируемость и универсальность.
По составу ткань креп делают как из шелка, вискозы, хлопка, так и из синтетики. Все химические волокна имеют такую характеристику как критическая крутка, выше которой прочность нити снижается, поэтому крутку к ним применяют реже. Крутка синтетического волокна ведет не только к ухудшению качества, но и потере характерного блеска. С другой стороны, матовые и шероховатые синтетические ткани стали инновационными андеграундами последних выставок уровня Premiere Vision.
Первые крепы изготавливались из натуральных шелковых паутинок. При этом в крутке соблюдалось правило: чем тоньше нить – тем больше витков. При увлажнении и набухании ткани из такой нитки образуются сукрутины, которые и приводят к желанному текстурному эффекту. У марокена и крепдешина нити утка чередуются по принципу: две нити левосторонней крутки и две – правой. Аналогичный эффект проявляется на волокнах из вискозы, а вот ацетат проявляет подобные свойства только в атмосфере водяного пара при повышенном давлении и температуре.
Ткани, относящиеся к креповым
В зависимости от материала, степени кручения нитей, плетения и способа обработки поверхность текстиля (лицевая и изнаночная) отличаются. Разнообразие производств дает множество подвидов крепа в зависимости от производителя, каждый из которых, защищая собственные патентные наработки и стараясь подчеркнуть особенности материала, вводит свое название ткани.
В российской производственной номенклатуре выделяют только 6 видов «крученого» натурального шелка, относящегося к креповой группе:
- крепдешин: нить слабой крутки из шелка-сырца по основе и нити креп по утку простого полотняного переплетения;
- креп-сатин (креп-саржа): шелк-сырец по основе и четырехниточный креп по утку, тип плетения – сатин или атлас;
- креп-шифон: двухниточный креп по основе и по утку с полотняным переплетением;
- креп-жоржет: трех или четырехниточный креп и по основе и по утку, вафельное или полотняное плетение;
- файдешин: двухосновная ткань из шелка-сырца и натуральный четырехниточный креп с репсовым плетением;
- креп-гофре: трехниточный шелк-сырец по основе и четырехниточный креп по утку. Нити утка одного направления крутки.
Ипортные варианты:
- Чиримен: традиционная шелковая японская ткань, в основе нити (крепированные и слабой крутки) чередуются, что нехарактерно, и креповые – в утке. После обработки получается поверхность из ухабисто-текстурированных зерен. Применима для пошива кимоно, игрушек. Приобрела широкую известность благодаря работам Иттику Куботы, японского художника, взявшего в качестве холста кимоно из креп-чиримена. Возродив традиционное искусство цудзигахана, Иттико Кубота внес в него и современность, используя химические красители для росписи ткани. Зерна чиримена добавляют дополнительную глубину краскам его коллекции «Симфония света», придают дополнительную резкость и выразительность… Производители Японии известны и рядом полусинтетических креповых тканей на основе полиэстрера, района, особенно полюбившихся путешественникам – за ними легко ухаживать и сушить, не гладить при достаточно роскошной текстуре (например танго-чиримен). Хама-чиримен не имеет блеска западных шелков, но умело используется мастерами в изготовлении деликатных японских свадебных платьев с волнующей текстурой, соединяющей волны и зернышки на белоснежной поверхности.
так выглядит ткань Чиримен а так выглядит растение Чиримен используемое при производстве - «Римский» крепдешин: тоже из страны Восходящего Солнца вариант шелковой зернистой поверхности, с эффектом упорядоченности зерен.
- Чийжими (Chijimi): хлопковая «жатка» от японских производителей: плотная, гигроскопичная, комфортная и очень необычная визуально. Главной ее особенностью является что это эластичный текстиль (не трикотаж) из натурального хлопка. Для производства футболок, костюмов, брюк, постельного белья; подходит для нанесения принта и традиционного окрашивания в технике шибори.
Исторические британские варианты:
- Аэрофан: шелковая «марля» жесткой эфирной эстетики для аппликаций, мотивов, воздушных цветов из ткани 1830-1850 гг в Великобритании и Новой Зеландии.
- Альберт-креп: траурная ткань высокого качества (с намеком королеву Викторию, носившую черное до конца своих дней после кончины любимого супруга). Выпускается с 1862 года. Влияние Великобритании отразилось и в французской поговорке «Надеть креп под пальто», что означало «скорбеть».
- Альпака-креп: ткань из района или ацетата с мягкой волнистой текстурой, напоминающей одноименное животное (не из шерсти альпаки!).
И огромный поток Crepe de China: различные виды крепов из Китая. В КНР на сегодня более 2,5 тысяч текстильных производств. Предметом экспорта являются как традиционный крепдешин из натурального шелка, так и полиэстеровые ткани с текстурированной поверхностью и различной плотностью: от легких газовых до мебельных, однотонные, полупрозрачные, стрейчевые, с рисунком, эффектом омбре или металлизированной поверхностью. Каждый из производителей стремится сделать свою марку запоминающейся, одним из способов достижения чего используются новые названия, которые тем или иным образом отсылают к наименованию бреда, страны-производителя или технологическим особенностям ткани. Например, родина арабского крепа (ткани песочного цвета с поверхностью, напоминающей дюны) — Китай. Индия и Пакистан в своих экспортных названиях более придерживаются традиционных наименований.
Транспортировка и уход за изделиями
Транспортировка креповых тканей производится в рулонах, обернутых полиэтиленовой пленкой. Обязательна полная маркировка и нанесение манипуляционного знака «Беречь от влаги». Сухое помещение и низкая температура (5-12 градусов Цельсия) при хранении поможет сохранить качество ткани.
В качестве компаньонов к крепам подбираются аналогичные по природе «живые» к натуральным или синтетические – к синтетическим ткани, близкой плотности — с умеренным блеском или полупрозрачные.
Изделия из крепа с натуральными волокнами лучше хранить в сложенном виде на полочке, перемежевывая синтетическими вещами из своего гардероба.
Стирку и профессиональную чистку осуществляют согласно маркировочным ярлыкам по уходу за изделиями. Натуральные креповые ткани (шелк, хлопок) не любят излишнего механического воздействия. А злейшим врагом шелковых тканей являются энзимы, включаемые сегодня в состав многих стиральных порошков и гелей. Шелковые ткани следует стирать при температуре воды до 30-50 градусов (в зависимости от рекомендованной температуры), машинную стирку проводить при минимальной загрузке барабана в специальном мешке-сетке, без предварительного замачивания. В качестве СМС подойдут нейтральные или слабокислые СМС, понижающие жесткость воды (щелочные приводят к разрушению строительного волокна шелка – фиброина, а излишняя жесткость воды – к деформации рисунка креп-полотна). Категорически нельзя вносить хлорный отбеливатель; шелк не вступает в реакцию с перекисью водорода, но для окрашенных вещей (с рисунком) следует провести предварительные тесты. Сушка в тени опционно – вертикальная (на плечиках), горизонтальная.